Вторник, 16.10.2018, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Новоисетская СОШ"

Новоисетская СОШ
Обратная связь
Меню сайта

Беседы с психологом


План психологической подготовки обучающихся и родителей к ГИА


Агрессивный ребенок.

Рекомендации психолога родителям.

      Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии...

читать статью полностью


Мобильный телефон – друг или враг?

В современной России мобильная связь заняла прочное место в жизни человека.

Практически у каждого, от дошкольника до пожилого человека, есть хотя бы один мобильный телефон.

Наверняка вам встречалась информация о вреде мобильных телефонов - многочисленные факты подтверждают, что их излучение вредно для здоровья человека...

читать статью полностью


Гиперактивный ребенок — что делать родителям?

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто...

читать статью полностью


Рекомендации психолога по адаптации первоклассников

  Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

  Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

   Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение 40 минут — стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6.  Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7.  После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 – 16 часов.

8.  Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

9.  Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»

11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

13. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

15.  Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

16. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений. 

17. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

18. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 

19. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

20. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

21. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

22. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

23. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся пятых классов

  1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы,учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
  2. Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
  3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
  4. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
  5. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
  6. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
  7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.

Алгоритм работы по профилактике дезадаптации:

  1. Чаще называть ребенка по имени.
  2. Чаще хвалить в присутствии других детей.
  3. Использовать только методы положительного стимулирования.
  4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные  оценки «шкалы роста» самого ребенка.
  5. Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
  6. Старайтесь уважительно относиться к потребности ребенка.

 

Адаптация 5-классников

В чем особенность адаптации детей (10-14) лет?

  Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

   Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам.

Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всехшколах. Поэтому задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.

Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба.

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший  ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями.

Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.


Психологическая помощь обучающимся

 при подготовке к Единому государственному экзамену.

 

В своей работе по психологическому сопровождению учащихся в период подготовки к Единому государственному экзамену я выделяю несколько основных направлений, которые, на мой взгляд, могут оказать эффективную помощь обучающимся, их родителям, а также педагогам.

Это:

·         проведение психологического мониторинга;

·         организация психологических тренингов;

·         выработка рекомендаций для выпускников, их родителей и педагогов.

 

Каждое из этих направлений, представляет собой звенья единой системы психологического сопровождения, что позволяет:

·         влиять на познавательную, эмоциональную и личностную сферы обучающихся;

·         обеспечивать возможность достижения ими необходимых результатов развития;

·         продуктивно помогать обучающимся преодолевать психологические барьеры.

      Остановлюсь на содержании каждого из перечисленных направлений.

Проведение психологического мониторинга.

Это направление включает подбор необходимого диагностического материала и проведение тестов с учетом возрастных особенностей, учебно-воспитательных целей и задач участников образовательного процесса.

Психологический мониторинг дает комплексную оценку различных сторон личности, поведения и деятельности обучающихся (проясняет сильные и слабые психологические качества и возможности организации необходимой психолого-педагогической помощи).

Целью такого изучения личности выпускников является выработка индивидуальных рекомендаций обучающимся и их родителям, учителям по обучению, развитию и самореализации, а также обеспечение коррекционной и развивающей работы, других видов психологической поддержки.

Для учащихся выпускных классов с учетом возрастных особенностей и поставленных задач наиболее эффективным, на мой взгляд,  является следующий диагностический материал (который я использую в своей работе):

1.      Школьный тест умственного развития. Благодаря полученным результатам можно судить не только об уровне сведений по отдельным предметам, но и об уровне развития мыслительных операций, самостоятельности мышления. А также о степени утомляемости, индивидуальных стилях деятельности, наиболее продуктивных периодах для работы.

2.      Тест для изучения учебной мотивации школьников. Позволяет определить какой из мотивов учебной мотивации является ведущим (Приложение 1).

3.      Анкета   Психологическая готовность к ЕГЭ. Позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников.  Данная анкета затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) (Приложение 2).

4.      Тесты по профориентации. Позволяют вести с выпускниками разговор о сфере интересов, желаний, предпочтений подростков, востребованности выбранных профессий на современном рынке труда, а также об условиях труда и требованиях, предъявляемых к каждой профессии. В своей работе я использую различные профориетационные тесты: Карта интересов, Опросник Йовайши, дифференциально-диагностический опросник Климова А.Е. (Приложение 3) и другие.

Организация психологических тренингов.

Успешность сдачи экзамена также обусловлена особенностями восприятия учеником данной ситуации, его субъективными реакциями и состояниями.

При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны учителей, родителей, товарищей. Все они так или иначе сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом. ЕГЭ – это нечто новое  не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Это способствует тому, ученик  начинает испытывать чувство тревоги и страха перед предстоящим экзаменом.

Испытывать тревогу – энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Вот почему так важно уметь тренировать эмоции, стараться не драматизировать события, уметь отключаться от угнетающих мыслей, налаживать ровные отношения с окружающими.

В своей работе я активно использую Программу психолого-педагогических мероприятий  Путь к успеху для выпускников в период подготовки к ЕГЭ. 

Цель данной программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Основными задачами программы являются – повышение сопротивляемости к стрессу, отработка навыков уверенного поведения, развитие эмоционально-волевой сферы.

Программа тренингов состоит из пяти занятий и затрагивает следующие темы:

1.      Как лучше подготовиться к экзаменам.

2.      Поведение на экзамене.

3.      Способы снятия нервно-психического напряжения.

4.      Как бороться со стрессом. (Приложение 4)

5.      Эмоции и поведение.

По результатам анкетирования участников тренингов я могу сделать вывод, что тренинговые занятия помогают старшеклассникам снизить беспокойство и тревогу перед предстоящими экзаменами, учат грамотно распределять время на подготовку и планировать рабочее время на экзамене, повышают сопротивляемость стрессу, развивают навыки самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

 

 Выработка рекомендаций для выпускников, их родителей и педагогов.

Учеба в предэкзаменационном классе – достаточно важный период в жизни подростка. Многие из них только сейчас впервые совершают по-настоящему самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Усилия, прилагаемые для его осуществления, и ожидание результатов своей деятельности, выводы, сделанные по окончании, способны оказать серьезное влияние на развитие личности. Поэтому взрослым – и педагогам, и родителям важно иметь представление о том, что такое экзамены и какие проблемы, с ними связанные, могут тревожить подростков.

Педагогам важно владеть способами и приемами:

  •          создания стабильной, позитивной, творческой обстановки в классе;
  •          эффективного общения;
  •          проявления человеческой теплоты;
  •          краткой и эффективной мышечной релаксации.
  • Учителя также должны хорошо знать правила проведения ЕГЭ.
  • В нашей школе все педагоги прошли курсы организаторов  аудитории в ППЭ,  они знакомы с процедурой проведения ЕГЭ, получили рекомендации по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ (Приложение 5).
  • Работа с родителями может проводиться как в групповой, так и  индивидуальной форме:
  •          обсуждение с родителями на родительском собрании особенностей ситуации, в которой находятся дети, и приемов по оказанию им эффективной помощи (Приложение 6).
  •          индивидуальное консультирование родителей по их запросам.
  • Кроме этого, все выпускники с целью информирования об эффективных способах подготовки к экзаменам и правилах поведения во время процедуры ЕГЭ получают Памятки «Как подготовиться к сдаче к ЕГЭ» (Приложение 7) и всегда имеют возможность получить индивидуальную консультацию психолога по всем интересующим их вопросам. 

     

         Я считаю, что оказание всесторонней психологической помощи выпускникам в период и сдачи выпускных экзаменов позволяет обучающимся не только успешно подготовиться и сдать их, но и более полно реализовать возможности своего личностного роста. Мое мнение подтверждается и результатами успешной сдачи ЕГЭ нашими выпускниками в течение всего периода сдачи выпускных экзаменов в такой форме, и результатами психологического мониторинга, проводимого ежегодно в выпускных классах.

 

Педагог-психолог Е.Н.Минеева

 

Приложения и текст разработки расположены здесь


 

Наша эмблема
Наш опрос
Удовлетворены ли вы качеством работы нашего учреждения?
Всего ответов: 339
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz